Облако тэгов

Зарождение авиации

Первые идеи создания летательных аппаратов

Мысли и мечты о полетах над землей, в бескрайных небесных просторах,    зародилась у человека еще  в глу­бокой древности. Желание парить в облаках, подобно птице, нашло свое отражение в многочисленных античных легендах и мифах. Со временем стали появляться  попытки реализовать этот давний замысел. По первым представлениям людей, летательный аппарат следовало0 смастерить из прутьев и полотна или перьев огромные крылья, с их помощью, подра­жая движениям птиц, подняться в воздух. Но вскоре оказалось что такое решение не способно реализовать замысел о полетах. Испытатели ни как не могли оторваться от земли, пытаясь взлететь с горизонтальной поверхности, те же кто пытался прыгать с отвесных скал или башен, камнем падали вниз, большинство из этих попыток стоили жизни экспериментаторам.

Постоянные неудачи па пути создания летательных аппаратов с машущим крылом, которые получили название орнитоптеров, в скором времени вынудили энтузиастов искать новые пути и решения к осуществле­нию полета. Но долгие наблюдения за полетом птиц, не были безрезультатны, люди обратили внимание на то, что птицы способны подолгу держаться в воздухе без взмахов крыльями. Этот факт, надоумил их на создание  летательного аппарата с неподвижным крылом, первым из которых стал воздушный змей. В результате этих исследований и наблюдений, стали появились проекты аппаратов, в кото­рых наряду с машущим крылом должны были использовать неподвижные горизонтальные поверхности. Идея создания таких «гибридных» конструкций, яви­лась первым шагом в развитии идеи концепции самолета.

В те далекие времена, единственным источни­ком энергии для осуществления полета, была мускульная сила самих эксперимен­таторов. Однако нехватка знаний и отсутствие необходимых технологий не позволяла создать действительно работающий мускулолет, создание подобных конструкций, стало возможным лишь в наши дни, когда достижения науки и техники и инженерной мысли, позволили создавать конструкции летательных аппара­тов с очень высоким весовым и аэродинамическим характеристиками. Но и в наше время такой полет под силу лишь очень тренированным людям. В прошлые века попытки конструкторов разработать аппарат для полета за счет силы собственных мышц изначально были обречены на провал — мощность, требуемая для полета первых летательных аппаратов с неподвижным крылом, во много раз превы­шала возможности человека.

В то время единственным типом летательного аппарата, способного на полеты, мог быть только планер. Но широкого распространения эти аппараты не получили, в силу того же не знания,  счита­лось, что полет без применения подвижных поверхно­стей был невозможен, высказывалось предположение, что летящая и планирующая птица поддерживает себя в воздухе благодаря очень быстрым, едва заметными  взмахам крыльев, это заблуждение стало догмой для большинства людей.

Первые проекты летательных аппаратов с фиксиро­ванным крылом не привлекли внимания представителей науки и представителей государственных структур, оставаясь лишь уделом их изобретателей. Многочисленные безуспешные испы­тания орнитоптеров, привели к дискредитированию идеи создания аппарата тяжелее воздуха. Перспективная идея применения неподвижного кры­ла для полета не была принята всерьез. Первые исследования по гидро и аэродинамике, в первую очередь, были направлены па ре­шение проблем кораблестроения и баллистики, но совер­шенно не затрагивали теории динамического полета.

По причине отсутствия научного подхода к проектированию летательных аппаратов, их развитие происходило методом проб и ошибок. Такой подход отрицательно ска­зался на темпах развития авиации на этапе зарожде­ния идеи создания крылатых аппаратов для полета. Не смотря на это, небольшой прогресс все же имелся. В XVII—XVIII вв. появились идеи совместного приме­нения машущего и фиксированного крыла, впервые было предложено использование колесное шасси и другие элементы конструкции.

Подъем человека на аэростате в 1783 г. вызвал настоящий бум в развитии авиации. Новое изобре­тение позволяло осуществить давние мечты о по­лете. Это спровоцировало огромный интерес к аппаратам данного типа, в свою очередь интерес к летательным аппаратам тяжелее воз­духа резко упал, и на долгие годы значительно затормозил развитие данной тематики. Этот период охарактеризовался как золотой век воздухоплавания.

Воздушный змей. Всем известно, что родиной воздушного змея является Китай. Точная дата его изобретения, не установ­лена, большинство историков считает, что он появился еще в IV—III вв. до нашей эры.

Воздушные змеи представляли собой конструкцию, состоящую из пло­ской рамы из бамбука, обтянутую бумагой или тканью. Их активно использовали для военной сигнализации, но большие распространение, воздушные змеи получили в качестве   развлечения во время праздников и торжеств. Зачастую им придавали облик птиц, драконов и других животных. Позднее стали китайскиеkite умельцы стали строить змеи, способные поднять человека. В ки­тайской рукописной книге XI в. «всеобъемлющее зерка­ло истории» говорится, что подъемы людей на воздуш­ном змее происходили с середины VI в. Из-за чрезмерной опасности таких экспериментов, в качестве «пилотов» зачастую ис­пользовали военнопленных. Один из таких подъемов человека на воздуш­ном змее, наблюдал в Китае известный итальянский путешествен­ник XIII в. Марко Поло.

Постепенно с развитием торговых отношений состоялось соприкосновение различных культур, которые перенимали друг у друга не только различные диковинные вещи, но и технологию в их создания, так  из Китая воздушный змей распространился в другие страны Восточной Азии, Индию, Океанию, арабские го­сударства. Первые сведения о применении воздушного змея в Европе относятся к XV веку.

С XVII века, воздушный змей получил широкое распро­странение во многих европейских странах. Как правило, он имел ромбовид­ную форму, был снабжен нитевым хвостом для улучше­ния устойчивости и мало отличался от современного ти­на. Наряду с использованием его для пиротехнических забав, воздушный змей все чаще применялся как дет­ская игрушка. С его помощью проводились также иссле­дования некоторых атмосферных явлений.

До XIX века в Европе не предпринималось попыток подъема человека с помощью  воздушного змея. Тем не менее, этот тип летательного аппарата сыграл важную роль в появ­лении первых проектов пилотируемых летательных ма­шин с неподвижным крылом.

 

Леонардо да Винчи. Проект управляемого парашю­та. Италия, 1510—1515гг. Известный ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи значи­тельное внимание в своих исследованиях уделял изуче­нию полета птиц и проблеме полета человека. Он разработал ряд оригинальных проектов орнитоптеров, отличающихся такими особенностями, как фюзеляж в форме лодки, управляемое хвостовое оперение, убирае­мое шасси. Основываясь на наблюдениях за птицами, Леонардо сформулировал не­которые принципы образо­вания аэродинамической подъемной силы, обеспече­ния устойчивости и управле­ния в полете.

Основные усилия Леонар­до да Винчи были направ­лены на разработку создание аппаратов с машущими крыльями. Он подробно проработал про­екты нескольких типов ор­нитоптера — с лежачим по­ложением летчика, орнитоп­тер-лодку, орнитоптер с вер­тикально расположенным летчиком и ряд других. При разра­ботке этих летательных ап­паратов он выдвинул ряд замечательных конст­руктивных идей — фюзеляж в виде лодки, управляемое хвостовое оперение, убирае­мое шасси. Стремясь повы­сить мощность взмахов крыльями, да Винчи предлагал пользовать и силу ног человека, аldv_10 также разработал про­ект орнитоптера, в котором в качестве источника энергии должна была использоваться сила упругости предвари­тельно натянутого лука. К концу жизни Леонардо заинтересо­вался проблемой аппарата с неподвижным крылом. В по­следние годы XV в. он разработал проект орнитоптера с частично фиксированным крылом. Позднее им был пред­ложен способ спуска по воздуху с помощью неподвиж­ного крыла. В рукописи, хранящейся в Париже, имеется малоизвестный рисунок, изображающий человека, спу­скающегося с помощью прямоугольной плоской поверх­ности и указан способ управления спуском (за счет из­менения наклона крыла). Проект данного летательного аппарата, представляющего собой примитивный управ­ляемый парашют, возник, вероятно, в результате наблю­дения за падением листа бумаги в воздухе.

Проекты Леонардо да Винчи остались в те годы не­опубликованными. Содержание его рукописей стало из­вестно только в XIX в. Выдающийся голландский ученый-ме­ханик Христиан Гюйгенс (1629—1695) оставил большое творческое наследие. Среди множества изобретений, встречающихся на страницах его рабочих тетрадей, имеется изображение беспилотного летательного аппарата, который явился прообразом появившихся значительно позднее радиоуправляемых моторных моделей самолетов. Аппарат имел два пропеллера, вращающихся в противоположных направлениях, двигатель из закрученных жил животных, крыло прямоугольной формы с отклоненными вверх кон­солями для обеспечения поперечной устойчивости.

Особое внимание стоит уделить  конструкции воздуш­ных винтов, предложенных Гюйгенсом. Это было первое в Европе предложение использовать винтовой пропел­лер на крылатом летательном аппарате. Известно, что изобретатель занимался изучением крыльев ветряных мельниц, возможно именно они послужили прототипом при выборе дви­жителя.

Достоверно не известно о постройке и испы­таниях этой первой в истории модели самолета. Но, не­смотря на это, рисунок Гюйгенса представляет большой исторический интерес, так как являет собой техническое предвидение, более чем на век опередившее развитие идеи самолета.

Как и проекты Леонардо да Винчи, данный рисунок стал известен только много лет спустя.

На протяжении многих веков множество ученых и конструкторов билось, над проблемой полета человека в воздушном пространстве, прошло не мало времени от первых идей и мыслей, до создания первых макетов и конструкций летательных аппаратов. Множество конструкций и идей были настоящей утопией, тем не менее, без этих идей, без многочисленных проб и ошибок, было бы не возможным дальнейшее развитие мыслей о полетах. Многие идеи нашли свое применение много лет спустя, опыт по изучению  возможности полетов, оказался бесценным. Шло время, прогресс не стоял на месте, все больше людей было охвачено идеей создания летательного аппарата, это не могло не послужить толчком к дальнейшим исследованиям в данной области. Накопленный опыт позволил значительно расширить понимание аэродинамических процессов, в свою очередь это привело к созданию более совершенных летательных аппаратов, об этом читайте в нашей следующей статье.

 

4 комментария: Зарождение авиации

  • Anin говорит:

    Автору комплимент! Интересуюсь историей, поэтому любые факты, из любых областей мне очень интересны. Да и личность Леонид очень не однозначна, загадочна. Об авиации знаю ровно столько же, сколько и о ядерной физике, однако статью просто «проглотила»! Очень интересно, спасибо!

  • Марина говорит:

    смотрела много передач по этой теме,решила ещё и почитать.оказалось не менее впечатляюще!автору данной статьи большое спасибо,за то,что не пожалел времени и поделился интересными фактами с нами!

  • Сергей говорит:

    Всегда человек мечтал летать. «БЛАГОДАРЯ» первой мировой войне авиация, резко шагнула вперед.Потом вторая мировая. Что дальше? Ведь за какие-то сто с лишним лет, авиация шагнула к пятому поколению самолетов.От Леонардо Давинчи, до Сикорского и Цеалковского. Вывод: Хочешь мира-готовься к войне!!!

  • Максим говорит:

    Не зря прочитал. Я вообще в этой сфере считаю себя профи, но много чего не знал из написанного выше. Насколько же далеко берет свои корни авиация...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>