Облако тэгов

Стелс — наш подарок американцам

Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех — главный девиз Советских ВВС. А то как летать незаметно для всех, изучали за стенами секретного радиолокационного института, известного как 108. Институт занимался проблемами снижения радиолокационной заметности. В 1954 году в институт приходит молодой, талантливый ученый Петр Уфимцев, который с упорством хватается за решение Книгасложных теоретических задач. Спустя 6 лет упорного труда, выходит его книга под названием: Метод краевых волн в физической теории дифракции, на страницах которой показан алгоритм вычисления радарного отражения. Молодой ученый совершил революционный прорыв в радиофизике, Петр Уфимцев разработал теорию, по которой можно создать уникальную форму самолета, форму которая сделает его невидимым. Казалось бы теперь, используя полученные математические расчеты, можно было приступать к проектированию самолета-неведимки. Но возникло неожиданное препятствие, оказалась что форма предложенная Уфимцевым, противоречила существующим принципам самолетостроения. Изменить форму самолета, для авиации, было кардинальным решением.  Дело в том, что в самолетостроении основное требование состоит в том, чтобы форма самолета была идеальной с точки зрения аэродинамики. И по этому всякие предложения по изменению формы, специалистами по самолетостроению, всячески отклонялись и не воспринимались в серьез. Вывод военных специалистов был категоричным, самолет с такой формой летать не сможет. Таким образом уникальное открытие, оказалось никому не нужным. Интерес к теоретическим исследованиям в области дифракции постепенно угасал. Теоретический отдел стал играть всю меньшую и меньшую роль в институте. В результате отдел был расформирован.

Тем временем в США продолжаются эксперименты по созданию самолета-неведимки, одной из главных баз для таких экспериментов, стала известная Зона 51. В дали от цивилизации, в центре пустыни Невада, в строжайшей секретности американские военные отрабатывают технологии невидимости для самолетов. Опыт войны во Вьетнаме показал, что использование лишь радиопоглощающих материалов и отдельных элементов конструкции, не принесет желаемых результатов. Требовались принципиально новые решения. Американские ученые  предполагали, что радиолокационная невидимость должна быть обеспечена за счет специальной поверхности летательного аппарата. Чтобы определить оптимальную форму такого аппарата, необходимо было провести математические расчеты. Алгоритм, который американцы использовали для вычисления радарного отражения, не давал положительных результатов.  В этой ситуации американцам оставалось лишь смерится с тем, что им так и не удастся создать самолет-неведимку. Это было бы так, если б не одна случайность. Однажды в офис к американскому конструктору, не заглянул математик специалист по радарам Денис Оверхолс. В руках он держал необычную книгу, которая стала ключом к созданию невидимого самолета. Теперь, используя полученные математические расчеты, можно было приступать к проектированию самолета-неведимки. Проект получает название "Стелс" (скрытный).

Создание «Стелса» становится одной из самых засекреченных разработок пентагона. Главным секретом становится форма будущего самолета. Формы реализованные в архитектуре самолета, должны были обеспечить до 90% снижения эффективной площади рассеивания. Происходило это за счет отражения поверхностями планера, радиолокационных лучей вверх и вниз.  Для этого большинство поверхностей наклонено под углом более 300 от вертикали. В итоге эффективная площадь рассеивания самолета будет снижена в десятки раз. Наконец то, спустя годы исследований и испытаний, американские ученые получили ключ  для создания самолета по технологии «Стелс». Таким образом в декабре 1978 года, под личным контролем президента США запускается полномасштабная программа производства самолетов-неведимок.

стелс чертежи

18 июня 1981 года на американской военной базе Грум-Лей (более известной как Зона 51), после захода солнца на испытание выходит первый самолет этой серии. Но несмотря на успешное начало, опасение конструкторов подтвердились, экспериментальный образец потерпел крушение.  Угловатый фюзеляж, острые передние кромки поверхности, профиль крыла, образованный отрезками прямых, очень плохо сказывались на аэродинамики самолета.  Постепенно, путем доработки программного обеспечения и наложения ряда ограничений  на режимы полета, конструкторам удалось добиться приемлемых пилотажных характеристик. И несмотря на сложности с управлением, многоугольная форма полностью оправдала себя. Самолет оказался невидимым для существующих радаров. Таким образом 23 августа 1982 года ВВС США получают свой первый Стелс. Самолетам этой серии присваивают наименование F-117A Nighthawk (ночной ястреб).

Стелс

Вот так, применив на практике теорию Уфимцева, американским конструкторам и ученым удалось создать самолет, способный прорвать ПВО противника и остаться не видимым для его радаров. Возможно, найдя понимание в перспективности создания летательных аппаратов  подобных F-117A, Советскому  союзу удалось бы опередить США в производстве первого в мире самолета-неведимки. Сегодня Российские конструктора с успехом применяют подобные технологии в перспективном авиационном комплексе Т-50, многие из которых были заложены в трудах П.Я. Уфимского.  

1 комментарий: Стелс — наш подарок американцам

  • Карина говорит:

    Развернутый материал, узнала много нового и читается на одном дыхание. Жаль, что нашему ученому так и не дали возможности реализовать себя, ведь есть много таких случает, когда российским умам приходилось реализовывать себя в других странах. Благодарна за такую поучительную статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>