Облако тэгов

Самолеты Первой мировой войны

Первая Мировая нашла применение многим техническим достижениям начала 20-го века. То без чего сегодня не возможно представить современное поле боя, сформировалось в самостоятельные виды вооружения именно в те годы. Когда братья Райт историческим полетом своего самолета открыли новую эру, наверное не многие задумывались о применении авиации в военном деле, но не прошло и пяти лет, как поступили первые заявки на создание самолетов для армии. Когда же человечество и в первую очередь Европа погрузилась во мрак первой Мировой, военная авиация получила те направления развития, которым она во многом следует и по сей день.

самолет Таубе

К середине 14-го года, то есть перед самой войной, на вооружении армий европейских государств находилось свыше семисот самолетов. В России их было 250, у ее союзников по Антанте: Великобритании и Франции еще чуть больше 200, основные противники: Германия и Австро-Венгрия  имели почти 300 машин. В прочим эти цифры вряд ли отображали  истинное соотношение сил, поскольку доктрины применения авиации толком и не было, в тоже время  некоторый опыт использования самолетов в боевых действиях все же имелся.  Уже в конце первого десятилетия 20 века, военные всерьез заинтересовались применением самолетов в военных нуждах.  В первые годы военные самолеты выполняли в основном разведывательные задачи, с началом Итало-Турецкой войны в 1911 году, итальянцы впервые применили аэропланы для бомбардировки вражеских войск. Были сделаны достаточно примитивные, кустарные бомбы, которые сбрасывались из кабины вручную. Но к середине 1914 года, когда вспыхнула Первая мировая война военная авиация, все еще находилась в стадии экспериментов, проб и ошибок, многие даже толком и не представляли, в том числе и военноначальники, смысла и значения аэропланов на фронтах.

В начале Первой мировой, основными задачами военной авиации оставались разведка и связь, уже с первых дней самолеты доказали свое преимущество перед традиционной коваллерийской разведкой. Так для рейда на глубину 100-150 км, конному отряду требовалось несколько дней, а самолету несколько часов. Причем в первые месяцы боевых действий преодоление линии фронта самолетом разведчиком происходило практически безприпятственно. Другим назначением самолета стала корректировка артиллерийского огня. Для оперативной передачи данных, экипажи аэропланов сбрасывали на землю вымпелы с донесениями. Технический прогресс позволил применит в авиации и радиосвязь. Что касается разведки, то помимо визуального наблюдения для более детального изучения местности, стали использовать аэрофотосъемку. В те годы Россия имела значительное превосходство над другими странами в этом вопросе. Пока другие державы использовали кассетные фотокамеры, то у нас использовались полупленочную фотокамеру. В первые месяцы войны командование не проявляло должного внимания к установке на самолет вооружения, считалось, что оно будет малоэффективным. Но время брало свое, аэропланы вооружились пулеметами, в их арсенале появились авиационные бомбы, для поражения конницы или пехоты использовались даже небольшие металлические стрелы. По началу самолеты не имели бомбодержатели и боеприпасы размещались непосредственно в кабине экипажа. Со временем самолеты обзавелись штатными бомбодержателями заводского производства. На первых порах самолеты не различались по назначению, и представляли собой многоцелевые машины. Самолеты использовались как разведчики, легкие бомбардировщики, применялись в качестве связных или учебных.

Авиационный парк Первой мировой был довольно разнообразен, военными становились практически все существовавшие на тот момент самолеты.  В Германии с началом войны аэропланы принадлежавшие частным лицам были реквизированы и приписаны к военно-воздушным силам. В их число попал и моноплан Таубе, достаточно распространенный аппарат, который выпускался несколькими австрийскими и немецкими фирмами. Именно с данного аппарата  в последний летний день 1914 года были сброшены первые бомбы на Париж.

самолет Таубе

Достаточно несложный процесс  разработки и постройки самолетов того периода, породил огромное разнообразие данных аппаратов. Достаточно быстро стало понятно, что особенности конструкции аэроплана могут сказаться на его боевых  свойствах. В 1913 году французы Раймонд Солнье и братья Моран построили самолет специально предназначенный для вооруженных сил, его крыло находилось над фюзеляжем, такое расположение обеспечило экипажу хороший обзор. В России самолетов собственной конструкции было относительно не много, среди фронтовых можно выделить самолет Лебедь, представляющий собой копию трофейного немецкого разведчика альбатрос, и аэропланы спроектированные в Одессе на заводе банкира Артура Анатри. И тех и других построили несколько сот штук, в разы меньше чем французских, которые и составляли костяк Русской авиации. В России наиболее распространенными были машины Фарман и Вуазен. В первой половине войны они преобладали и во Французской армии. В ноябре 1914 во Франции из Вуазенов сформировались специальные бомбардировочные подразделения. Самолеты могли брать на борт до 230 кг бомб. Одна из модификаций Вуазена вооружалась 37 мм полуавтоматической пушкой, такое оружие на самолетах тех лет было редкостью. Из особенностей конструкции Вуазенов и Фарманов можно отметить заднее расположение мотора, воздушный винт был не тянущий, а толкающий.  В начале 1917 года во Франции был издан указ запрещающий строить подобные аппараты. У них проявился существенный недостаток: экипаж не мог стрелять назад, что делало машину легкой добычей в воздушном бою. На смену этим аэропланам пришли более совершенные, такие как Бреге 14. В его конструкции часть деревянных элементов уступила место легким и прочным алюминиевым. Сидения экипажей были сделаны бронированными.

Де Хэвилленд 4

Лучшими Британскими фронтовыми самолетами считались Де Хэвилленд 4 и его Дальнейшее развитие Де Хэвилленд 9. Процесс совершенствования машины задел такой важный аспект как взаимодействие членов экипажа в полете. У Де Хэвилленд 4кабины летчика и наблюдателя были разнесены более чем на метр, в то время бортовой связи на машинах не было, это заставило в дальнейшем максимально сблизить кабины экипажа. Часть Де Хэвиллендов выпускалась с американским мотором Либерти, мощностью 400 л.с., для своего времени он являлся одним из самых мощных, при этом боевая нагрузка достигала 400 кг, это лучший показатель для одномоторных самолетов того периода. К слову первый в СССР крупносерийный самолет разведчик Р-1, представлял собой доработанный под советские материалы и нормы прочности Де Хэвилленд 9А.

В Германской армии в первой половине войны, наиболее распространенными являлись   фронтовые самолеты фирмы Альбатрос. Эти машины заслужили уважение летного состава за свою надежность, прочность и простату пилотирования. Альбатрос вошел в историю, как первая крылатая машина уничтоженная тараном. 26 августа 1914 года его совершил штабс-капитан Русской армии Петр Нестеров на самолете Моран. Это была первая победа в Русской авиации, правда выжить Нестерову после столкновения не удалось. Дело было в самом начале войны и оба самолета являлись разведчиками, как и большинство машин того времени пулеметов они не имели. В полет летчики брали личное оружие: пистолеты, револьверы, винтовки, но огонь с них был крайне не эффективным. воздушный стрелокДругое дело пулемет, во время Первой Мировой он перевернул представление о вооруженной борьбе не только на земле, но и в небе. Пулеметы начали ставить в 1914 году, первоначально это были обычные пехотные пулеметы Виккерс, л Льюис, у немцев LMG 08/15 немецкая модификация Максима, французы обычно ставили пулеметы Гочкиса, облегченную коваллерийскую модификацию. Но одного желания использовать на аэропланах автоматическое оружие, было мало, необходимо было найти оптимальное место его размещения и увязать с общей концепцией того или иного летательного аппарата. На машинах с  толкающим воздушным винтом, пулемет устанавливали впереди, правда эти машины в силу своих конструктивных особенностей быстро устарели, чего не скажешь о самой идеи стрельбы по курсу.

В результате изысканий на свет появился истребитель. Для достижения превосходства самолет этого класса должен был обладать большей скоростью и лучшей маневренностью.  Первые классическими самолетами истребителями  принято считать Французский « Моран-Солнье»( Morane-Saulnier) и немецкий Фоккер(Fokker). Это были одноместные машины, отказ от второго члена экипажа позволил снизить массу аппарата, и тем самым повысить его летные характеристики. Пулеметы на этих машинах были жестко закреплены строго по курсу, и прицеливание летчик производил маневром самолета.  Предварительно   конструкторами была решена проблема стрельбы через плоскость вращения винта. Для истребителя « Моран-Солнье» его конструктор Раймон Солнье  и летчик Ролан Гарон предложили следующую идею: на лопастях винта они установили стальные уголки отражатели, которые защищали винт от поражения пулями. Однако такой способ имел свои недостатки:  нарушалась аэродинамика и как результат эффективность винта, к тому же часть боеприпасов расходовалась понапрасну. Изучив французский опыт, немец  Антон Фокер   изобрел более рациональное устройство. На истребители Fokker Eindecker пулеметный огонь был синхронизирован с частотой вращения винта, такие пулеметы получили название синхронных, и применялись вплоть до окончания эры поршневой авиации.   И Morane-Saulnier и Fokker Eindecker являлись монопланами, но вскоре монопланная схема уступила место биплановой. На тот момент переход к ней позволил   улучшить маневренность. Во Франции в первую половину войны основу истребительной авиации составляли бипланы   фирмы Ньюпор, затем на фронте стали преобладать самолеты фирмы СПАД: SPAD 7  и SPAD 13. Последний это саамы массовый истребитель Первой мировой, было построено 9 300 таких машин. Максимальная скорость спад 13 составляла 217 км/ч, лучший показатель для того времени. На истребителях СПАД воевали двое более результативных французских ассов: Жорж Гинемер и Рене Фонк, они сбили соответственно 53 и 75 самолетов противника.

Самолет СПАД 7

Для того чтобы заслужить звание Аса французскому, русскому или британцу, нужно было одержать пять официально зарегистрированных побед, а немцу или австрийцу семь. Среди русских летчиков наибольшее количество сбитых самолетов имелось на счету штабс-капитана Александра Казакова: 16 подтвержденных и 5 не подтвержденных.  Воевали русские летчики в основном на французских истребителях, наиболее массовым из них был Nieuport 17. Всего за годы войны русские летчики сбили около 200 австрийских и германских самолетов, прямо скажем не много по сравнению с общим числом сбитых самолетов, которое превышает  10 000. Объясняется это гораздо меньшей интенсивностью воздушных боев на русском фронте.

В Британской армии основу истребительной авиации   составляли машины фирмы «Сопвич», согласно требованиям времени, это были одноместные бипланы с синхронными пулеметами. Имелись у них и другие интересные особенности, так например Sopwith Pup, вооружался восемью пороховыми ракетами по четыре с каждого борта, ракеты применялись для обстрела аэростатов и дирижаблей.  Sopwith Camel обладал исключительными маневренными свойствами, его радиус виража составлял всего полтора десятка метров. На Sopwith Camel было сбито около 2 800 аэропланов противника, больше чем на других истребителях стран Антанты. Весной 17 года  Британская армия получила истребитель SE.5, самолет был прочным, легко пилотировался, его удобная кабина обеспечивала   летчику хороший обзор, скорость машины достигала 210 км/ч. На этих истребителях летали лучшие ассы британской империи: англичанин Эдвард Мэннок и канадец Уильям Бишоп, первый одержал 73, а второй 72 воздушные победы.

Среди немецких истребителей бипланов можно выделить машины фирмы альбатрос серии D, Истребители альбатрос имели характерную обтекаемую форму, они вооружались не одним а двумя синхронными пулеметами. В апреле 1917 года англо-французская авиация понесла большие потери от альбатросов. На завершающем этапе войны в небе появился Fokker D.VII, самая массовая германская машина воздушного боя, было выпущено более 3 000 экземпляров таких самолетов. Fokker D.VII, несколько уступал некоторым английским и французским самолетам в максимальной скорости, но по совокупности характеристик, многие специалисты именно ему отдают звание лучшего истребителя Первой мировой. Особенно отмечается его скороподъемность, высоты двух километров  он достигал  за 4 минуты, против 4,5 – 6 у противников.

Фоккер

Стремление конструкторов обеспечить превосходные маневренные качества привело к появлению трипланов, самолетов с тремя крыльями. Первыми такую машину создали англичане, весной 1916 года они построили «Сопвич Триплан» (Sopwith Triplane). Появление на фронте данного самолета заинтересовало немцев, изучив трофейный истребитель, специалисты Фоккер спроектировали самолет с таким же кол-вом крыльев, более того между колесами шасси они фактически установили еще одно небольшое крыло. Истребитель получил обозначение Fokker Dr. I, то есть Фоккер- триплан. К концу 17 года, как англичане так и немцы, опять вернулись к истребителям бипланной схемы, пусть менее маневренным, но зато более быстрым. Построили трипланов не так много: 150 сопвичей и 320 фоккеров, но свой след в истории они оставили, особенно немецкая машина. Это пожалуй самый узнаваемый самолет первой мировой, именно на нем начиная с осени 1917 воевал немец Манфред фон Рихтгофен, его 80 побед стали лучшим результатом среди всех асов той войны. Фон Рихтгофен получил прозвище красный барон, так как летал на истребителях красного цвета, погиб Рихтгофен в апреле 1918 года.

Развитие авиации внесло значительные изменения в ход боевых действий, теперь тылы воюющих армий   перестали быть зоной находящийся вне сферы вооруженного противостояния. Наряду с истребителями в борьбу с воздушным противником включились и наземные средства поражения. В то время максимальная высота полета самолетов не превышала 6-7 км, впрочем в большинстве случаев аэропланы летали гораздо ниже. Первые сбитые самолеты были уничтожены огнем из винтовок, хотя это являлось больше удачей, чем закономерностью. Куда больше для этих целей подходили пулеметы, для обстрела противника на больших высотах привлекли артиллерийские орудия. Сперва для этого использовали орудия полевой артиллерии, затем создали и специальные противосамолетные  с большим углом возвышения. Одной из первых стала русская зенитная пушка конструкции инженера Лендера и капитана Тарновского, это орудие могло делать до 12 выстрелов в минуту и поражать противников на высотах до 5 км. Неотъемлемой частью  противовоздушной обороны стала и служба обнаружения летательных аппаратов, среди первые ее технических средств были звукоулавливатели и прожекторы. Для определения параметров зенитной стрельбы использовались соответствующие таблицы и приборы, учитывающие высоту и скорость полета цели. Обстрел велся шрапнельными снарядами, они срабатывали на определенной высоте и осыпали неприятеля градом пуль. Всего за период ведения боевых действий огнем с земли уничтожили около трех тысяч аэропланов.

В середине   войны вооруженные самолеты доказали свою эффективность и сомнений по этому поводу уже не оставалось, при этом одни машины лучше подходили для воздушного боя, другие для атаки военных целей. Во втором случаи также проявилась своя специфика, так небольшие аэропланы действовали непосредственно над полем боя или в ближнем тылу противника, а вот для уничтожения стратегических и хорошо укрепленных объектов, к тому же находящихся далеко за линией фронта их возможностей не хватало. Поначалу для подобных миссий использовали дирижабли, они имели большую грузоподъемность и приличную дальность полета, а для повышения точности бомбометания могли зависать над целью. В период Первой мировой самым мощным флотом дирижаблей обладала германия. В то время их часто называли цеппелинами, по фамилии немецкого конструктора и предпринимателя графа Фон Фердинанда Цеппелина. На его заводах был организован серийный выпуск этих летательных аппаратов. Длинна воздушных кораблей превышала 100 метров, они могли преодолеть более 2 000 км со скоростью 80-90 км/ч и сбросить на противника несколько тонн бомб. Объектами для налетов  дирижаблей стали  тыловые города и столицы Англии и Франции, а так же России. При всей своей привлекательности дирижабли имели главный недостаток: тихоходность, проигрывая самолетам в скорости и маневренности, эти гиганты становились удобной целью для истребителей, не помогало даже мощное оборонительное вооружение. Достаточно было одного попадания зажигательной пули, чтобы наполненный водородом аппарат вспыхивал как спичка.

самолет илья муромец

С точки зрения военного применения  самолеты подходили больше, но для выполнения стратегических задач необходимо было увеличить их боевую нагрузку и радиус действия. К началу 15 года в России было сформировано первое в мире соединение многомоторных тяжелых бомбардировщиков, его основу составляли самолеты «Илья Муромец», русского конструктора Игоря Сикорского. Для своего времени Муромец был настоящим гигантом: 4 мотора, размах крыла 30 метров, длинна 17 метров, максимальная взлетная масса доходила до 7 тонн, он мог нести до 400 кг бомб, что в несколько раз больше чем боевая нагрузка большинства одномоторных аэропланов. Для обороны от истребителей, самолеты оборудовались пулеметными точками, число которых на последних сериях машин достигало восьми. В первый год войны не было четкого понимания как использовать эти машины, но затем по инициативе Сикорского и Михаила Шидловского – директора завода где строились Муромцы, самолеты свели в единое подразделение, оно получило название: эскадра воздушных кораблей. Концентрация бомбардировщиков под общим командованием позволила поднять их боевую эффективность. В феврале 1915 года они впервые совершили разведку в глубокий тыл противника и за два дня сбросили на станцию Вилленбегр 480 кг бомб. На протяжении войны экипажи Муромцев совершили более 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, на врага было сброшено около 50 тонн бомб, при этом почти из 40 самолетов, принимавших участие в боевых действиях, был сбит только один. Боевой опыт эскадры воздушных кораблей доказал преимущество тяжелых бомбардировщиков перед дирижаблями, что было замечено и в других странах. Самым массовым тяжелым бомбардировщиком стал английский двух моторный Handley Page 400, было произведено 554 таких бомбовоза, машины могли брать до 900 кг бомбовой нагрузки. В конце войны они широко применялись при бомбардировках промышленных центров Германии. У немцев были и свои двухмоторные машины, в частности семейство фирмы Гота. Они являлись основными тяжелыми   бомбардировщиками Германии, наиболее распространенной моделью был самолет Гота-4. На нем применили интересную новинку: благодаря сквозному вырезу в задней части фюзеляжа, огонь из пулемета можно было вести как вверх, так и вниз. Начиная с 1917 года, эти машины регулярно совершали дневные и ночные бомбардировочные рейды на Париж, Лондон и другие европейские города.  Тяжелые бомбардировщики строили и другие фирмы Германии, самые же большие в мире самолеты того времени разработал  коллектив Фердинанта Цеппелина. Под его руководством были созданы сверхтяжелые машины под обозначением Р, что указывало на немецкое слово ризен – гигантский.  Самый крупный из этого семейства  бомбардировщиков   четырехмоторный Р-6  имел размах крыла 42 метра и весил 11,5 тонн, его дальность полета превышала 800 км, что  позволяло совершать рейды в глубокий тыл противника. Громадный аэроплан брал более 2 000 кг бомб, это наибольшая грузоподъемность для самолетов, принимавших участие  в Первой мировой, в начале 1918 года с Р-6 была сброшена бомба массой в одну тонну, самая тяжелая в той войне.

Вот так шаг за шагом, осмысливая боевой опыт и внося изменения в конструкцию летательных аппаратов, специалисты определили основные пути развития военной авиации. За годы войны выпуск авиационной техники увеличился во много раз, было построено около 200 тысяч самолетов, появились новые отрасли производства, такие как авиационное приборостроение и авиационное вооружение. К концу 1918 года в мире насчитывалось 300 специализированных авиазаводов и 1 500 предприятий, работающих в кооперации, в общей сложности на них трудилось 700 тысяч человек. Авиапромышленность стала мощной индустриальной отраслью и всему этому как раз поспособствовала Первая мировая война. Так уж получилось, что история технического прогресса тесно и неразрывно  связана с историей войн.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>