Облако тэгов

Пе-8

Самолет Пе-8 стал настоящим прорывом в истории Советского самолета строения, никогда прежде тяжелые многомоторные бомбардировщики не летали так высоко, так далеко, и так быстро. К середине 30-х годов прошлого столетия, Советский союз обладал мощнейшей  бомбардировочной авиацией, ее основу составляли самолеты, разработанные в конструкторском бюро Андрея Туполева, средние двухмоторные ТБ-1и тяжелые четырехмоторные  ТБ-3. В дальнейшем на смену ТБ-1 пришел скоростной бомбардировщик СБ, а вот со сменщиком ТБ-3 ясности долгое время не было. Предполагалось, что тяжелые бомбардировщики будут развиваться по двум направлениям, одно из них подразумевала дальнейшее увеличение грузоподъемности, для этого требовались самолеты поистине гигантских размеров. В 1933 году на испытания вышли  сразу два опытных сверхтяжелых самолета: шестимоторный ТБ-4  Туполева  и семимоторный К-7 Калинина, кроме этого активно велись работы по созданию гигантского бомбардировщика ТБ-6, способного доставлять к цели бомбы общей массой до 25 тонн. Однако дальнейшее развитие это направление не получило. Развитие  наземных и авиационных сил противовоздушной обороны, делало огромные, тихоходные машины весьма уязвимыми, а расходы на строительство и содержание таких гигантов  достигли бы астрономических масштабов.   Поэтому вскоре приоритет получили работы над самолетами по грузоподъемности близкими к ТБ-3, но более скоростными и высотными, их летные характеристики и система оборонительного вооружения должны были обеспечивать неуязвимость от нападения истребителей противника. К середине 30-х это направление в развитии бомбардировочной авиации, окончательно оформилось  в проект создания бомбардировщиков типа «летающая крепость».

Пе-8

Такой самолет в 1934 году разрабатывался в КБ Туполева бригадой Владимира Петлякова. В первую очередь конструкторам было необходимо решить задачу обеспечения полета на высоте 10-11 км., в мировой практике подобная задача решалась с помощью турбокомпрессоров, они позволяли сохранять мощность силовой установки до значительных высот.  По такому пути пошли американцы, в 1934 году фирма Боинг начала работу над бомбардировщиком B-17, его двигатели были оснащены турбокомпрессорами. Советская авиапромышленность таких агрегатов не выпускала, поэтому Владимир Петляков избрал иной вариант решения задачи, он установил на борту четырехмоторного самолета дополнительный пятый двигатель вместе со специальным нагнетателем, система получила название агрегат центрального наддува.

Компоновка нового бомбардировщика была выполнена на самом передовом уровне, самолет имел хорошо обтекаемые  формы, убирающееся шасси, гладкую обшивку и сравнительно тонкий профиль крыла. Все это позволило значительно снизить  аэродинамическое сопротивление по сравнению с ТБ-3. 27 декабря 1936 года опытный экземпляр самолета впервые поднялся в небо, за штурвалом находился выдающийся летчик Михаил Громов. Во время летных испытаний самолет показал отличные характеристики, впервые в истории авиации тяжелый бомбардировщик по скорости превзошел серийные истребители тех лет. Но доводка и освоение серийного производства этой машины  надолго затянулась.  В 1937 году и Туполева и Петлякова арестовали как врагов народа. Работа над бомбардировщиком продолжалась хоть и не высокими темпами, наконец в 1939 году было принято решение о серийном производстве машины, которая получила название ТБ-7, позднее Пе-8.

ТБ-7 (Пе-8) тяжелый бомбардировщик

Экипаж: 9 человек

Длинна: 23,6 м

Размах крыльев: 39 м

Максимальная взлетная масса: 35 тонн

Максимальная скорость: 430 км/ч

Практический потолок: 11 250 м

Практическая дальность: 3 500 км

Силовая установка: 4 X ПД АМ-35А мощностью 1200 л.с. каждый

Вооружение: 2 x 20 мм пушки, 2 x 12,7 мм пулемета, 2 x 7,6 мм пулемета

Боевая нагрузка: авиабомбы массой до 5 000 кг.

 

Пе- 8 строился мелкими сериями на авиационном заводе в Казани, всего было выпущено 93 бомбардировщика. Судьба оказалась не благосклонной к этой выдающейся машине, серийное производство начиналось и останавливалось несколько раз, главной причиной была не ясность в вопросе на сколько вообще необходим ВВС Красной армии этот самолет. В конце 30-х годов Советское военно-политическое руководство пришло к выводу, что стратегическая бомбардировочная авиация в будущем европейском конфликте не понадобится. Новая концепция  была отражена на совещании в кремле весной 1939 года, считалось что судьба войны будет решатся во фронтовой и оперативной полосе, за счет полного разгрома вооруженных сил противника.  Основные удары должны были наносить бронетанковые соединения и армады самолетов фронтовой авиации. Места для «летающих крепостей» в такой войне никто не видел, по этой причине Советский союз перестал уделять внимание многомоторным машинам и вскоре утратил первенство в области тяжелого самолетостроения.

Серийные Пе- 8 начали поступать в строевые части ВВС в 1940 году, к началу ВОВ освоить самолет успели только единичные экипажи. Впервые тяжелые бомбардировщики Пе-8 были использованы в начале августа 1941 года при налетах на Берлин. Эту операцию проводили летчики ВВС Балтийского флота и авиации дальнего действия. Несмотря на малочисленность бомбардировщики Пе-8 постоянно участвовали в боевых операциях, вместе с Ил-4 они бомбили цели в тактической глубине. Зачастую Пе-8 совершали рейды  в глубокий тыл противника, не только для бомбардировок, но и для выброса разведывательных и диверсионных групп. В составе авиации дальнего действия Пе-8 использовались в первую очередь для нанесения бомбовых ударов по особо важным целям. В этом ФАБ-5000случаи на Пе-8 подвешивались ФАБ-5000, самые мощные советские авиабомбы массой 5 тонн. В июле 1943 года  ФАБ-5000 обрушились на войска вермахта в ходе Курской битвы. Приходилось бомбардировщикам Пе-8 выполнять и сверхсекретные специальные задания. В 1942 году экипаж летчика Энделя Пусэпа доставил на переговоры с начало в Великобританию а затем в США советскую делегацию во главе с Молотовым. Самолет оснащенный агрегатом центрального наддува пролетел через линию фронта над оккупированной Европой и приземлился на аэродроме в Северной Шотландии. После переговоров с британским руководством Пе-8 доставил советских дипломатов в Вашингтон, затем таким же путем делегация возвратилась в Москву. Без всяких отказов и повреждений, бомбардировщик совершил долгий перелет, дважды пересек океан, дважды линию фронта и дважды пролетал над вражеской территорией, эта операция убедительно продемонстрировала возможности Пе-8 как сверхвысотный, сверхскоростной и сверхдальней   машины. За успешное проведение спецперелета в Великобританию и США, два пилота и штурман бомбардировщика ПЕ-8 были удостоены звания героя Советского союза, остальные члены экипажа были награждены боевыми орденами.

Пе-8

Военная судьба Пе-8 закончилась в 1946 году, вскоре в полках дальней бомбардировочной авиации их начали сменять Ту-4. Несколько машин после войны использовались в полярной авиации и как летающие лаборатории для отработки новых двигателей, перспективных авиационных и ракетных систем.

Пе-8 был первым в мире высотным скоростным тяжелым бомбардировщиком нового поколения, лучшие зарубежные машины того же класса уступали ему по всем летно-техническим характеристикам, этот самолет во всем опередил свое время.  И не смотря на немногочисленное серийное производство, внес огромный вклад в дело великой победы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>