Облако тэгов

ЛаГГ-3

В истории истребительной авиации это самолет занял особое место, его хвалили и ругали, на нем воевали, гибли и побеждали, ему не хватала скорости и маневра,  но в умелых руках он был серьезным бойцом.

В середине 30-х годов Советский союз занимал лидирующие позиции в области развития истребительной авиации. ВВС красной армии были оснащены маневренными бипланами И-15 и скоростными монопланами И-16, по боевым качествам лучшими в мире. Эти машины разработал выдающийся конструктор Николай Поликарпов. В небе Испании советские истребители встретились с новым немецким истребителем Bf-109, конструктор Вилли Мессершмитт создал его в 1935 году, этот цельнометаллический самолет, вобрал в себя все технические новинки своего времени.  Машина имела совершенные аэродинамические формы, благодаря применению двигателя водяного охолождения, закрытой кабины и убирающегося шасси. Немецкий истребитель летал выше и быстрее чем И-16, и тем более биплана И-15.

В Советском союзе оценили высокий потенциал   Bf-109, но быстрый и адекватный ответ дать не смогли. Новый истребитель Поликарпова И-180, мог бы стать достойным соперником Bf-109. Конструктивно он повторял основную схему И-16, но имел более мощный двигатель и пушечное вооружение. Однако в декабре 1938 года произошла катастрофа первого опытного И-180, погиб летчик-испытатель Валерий Чкалов. Это трагическое событие задержало работу над машиной, в итоге и-180 в серийное производство так и не пошел.

ЛаГГ-3

В сложившихся обстоятельствах советское руководство провело совещание в кремле, были приглашены: военные, руководители предприятий авиапрома и ведущие авиаконструкторы, среди них оказался и опытный проектировщик, сотрудник ОКБ-301 Семен Лавочкин. Главным вопросом на совещании было создание нового истребителя, достойного ответа  Bf-109. В результате 12 конструкторских бюро получили задание на разработку такого самолета.  Семен Лавочкин в содружестве с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым создал проект своей машины всего за одну неделю. В качестве силовой установки предлагался двигатель водяного охолождения, другой особенностью машины был материал, из которого она строилась.  Использование древесины в качестве конструкционного материала для авиации к началу 40-х годов считалась анахронизмом. В Советском союзе, тем не менее дерево продолжали использовать, сказывалась нехватка авиационного металла – дюралюминия. По этой причине все предвоенные советские истребители имели смешанную, металлодеревянную конструкцию. Истребитель КБ Лавочкина, который получил рабочий индекс И-301выделялся особо. Силовые элементы его корпуса выполнялись не из металла как на Яках или МиГах, а из так называемой дельта древесины. Главными достоинствами такого материала были: дешевизна и прочность, помимо этого дельта древесина практически не горела.

Опытный образец истребителя был готов 30 марта 1940 года, к первому полету, машину готовили очень тщательно. Летчик испытатель Алексей Никашин поднял машину в воздух, истребитель оказался хорошо управляемым и устойчивым в полете.  Особенно отмечалось, что по своим пилотажным качествам самолет доступен летчикам средней и низкой квалификации. По результатам  государственных испытаний И-301 рекомендовали к запуску в серию. В ноябре 1940 года машина получила официальное обозначение ЛаГГ-1.

По требованию военных на серийном варианте истребителя установили 2 дополнительных бензобака в крыльях, эта машина получила индекс ЛаГГ-3, дальность его полета увеличилась до 1100 км, что позволяло сопровождать бомбардировщики. Но потяжелевшая машина потеряла скорость и маневренность.

Производство машины началось в конце 1940 года на четырех авиационных заводов, до начала Великой Отечественной войны удалось выпустить 322 самолета. Освоение истребителя в строевых частях шло медленно, в первую очередь из-за технических проблем серийных самолетов.

Начало ВОВ истребители Лавочкина встретили далеко от линии фронта, во внутренних военных округах. Вскоре авиаполки вооруженные ЛаГГ-ами   были переброшены в зону боевых действий. Летчики которые воевали на этих машинах особенно отличились на южном и западном фронтах. В состав 6 истребительного корпуса ПВО, который защищал столицу,  входило два полка ЛаГГ-ов. Имея на борту мощное вооружение,  ЛаГГ -3 мог сбивать немецкие бомбовозы одним залпом. Самолет оказался очень прочным и живучим. Высокая живучесть и мощное вооружение ЛаГГ- 3 позволили использовать эти истребители для штурмовки наземных целей.

ЛаГГ

На исходе первого года войны стало ясно, что истребитель нуждается в модернизации, большая масса и низкая маневренность не позволяют ему вести активный наступательный бой. В 1942году Семен Лавочкин на основе конструкции ЛаГГ-3 создал новую машину — Ла-5, о которой речь пойдет в нашей следующей статье.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>