Облако тэгов

Гидросамолеты

Гидросамолеты почти ровесники самолетов с колесным шасси, водная гладь всегда рассматривалась авиаконструкторами как удобная естественная площадка для взлетов и посадок. Еще полвека назад гражданская и военная гидроавиация переживали настоящий бум, сегодня гидросамолеты не столь популярны, тем не менее некоторые их образцы до сих пор состоят на вооружении ВВС ряда стран.

Гидросамолет — воздушно морской гибрид, его биография не намного короче биографии аэроплана, летающего с обычных наземных взлетных полос, и почти столь же богата событиями, особенно эпизодами военных лет. В России первые гидропланы появились  в 1911 году, их приобрели заграницей  по заданию генерального штаба. Вскоре Российский флот получил отечественные самолеты С-5А, конструкции Игоря Сикорского, они оказались лучше иностранных машин Curtiss и Farman 16. Чуть позже уже в ходе Первой мировой войны в 1915 году на вооружение поступили гидропланы Дмитрия Григоровича М-5 и М-9. Последний, оказался по меркам своего времени, прекрасной машиной. Она брала на борт до 100 кг бомб, кроме того на М-9 был установлен пулемет «Максим», и летающая лодка могла вести бой с аэропланами противника. В 1916 году стрелок одной из девяток сбил над Балтикой два Германских морских разведчика. М-9 первый в мире  гидросамолет, на котором была  выполнена мертвая петля. Подробнее об уникальных самолетах Дмитрия Григоровича можно прочесть в нашей статье: Первые летающие лодки.

гидро самолет М-9

Однако воздушные бои это не стихия гидроплана, в Первую мировою они работали разведчиками, наблюдателями, иногда морскими бомбардировщиками. В ноябре 1914 года Русский гидросамолет обнаружил на подходе к Севастополю немецкие быстроходные рейдеры, крейсеры Breslau и Goeben. По тревоге в море вылетели 7 машин и атаковали противника бомбами, не известно какие повреждения получили корабли, но больше там они не появлялись.

В 30-е году уже в советской России, заявили о себе новые талантливые конструкторы гидросамолетов. Георгию Бериеву удалось создать настоящую рабочую лошадку для морской авиации: МБР-2 или морской ближний разведчик. Эта летающая лодка с одним мотором в 900 л.с. оказалась основным массовым самолетом нашей гидроавиации в годы войны.

гмдросамолет МБР-2

 

Всего было построено более 1000 этих самолетов, в первые месяцы войны МБР-2 из-за больших потерь  нашей авиации, зачастую использовали в качестве сухопутных бомбардировщиков. Небольшая тихоходная машина, получившая прозвище «амбарчик», со скоростью до 200 км/ч была легко уязвима для огня ПВО, идти на ней в бой было настоящим героизмом. Однажды стрелку МБР-2, каким то чудом удалось сбить немецкий двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf.110.

Другие авиационные державы тоже активно работали над созданием новых конструкций гидросамолетов. Американцы, Немцы и Англичане построили большие гидросамолеты, по представлениям того времени — просто гиганты. В 30-е годы Dornier  X  вышел на пассажирские трансатлантические маршруты.

гидросамолеты

Большие летающие лодки, разрабатывали прежде всего для военных целей: поиска и борьбы с подлодками, обнаружения конвоев и соединений боевых кораблей. Американцам удалось создать выдающийся самолет этого класса — Catalina. Во время войны ее получал по ленд-лизу и наш флот.

Каталина

Летающая лодка с красивым женским именем, была принята советскими морскими летчиками с восторгом. Особенно ценились дальность и большая  продолжительность полета, «Каталина» могла находится в воздухе чуть ли не 20 часов.

немецкие гидросамолеты

Немецким конструкторам так же удалось создать несколько выдающихся гидросамолетов. Например трехмоторный Blom und Voss 138, эта машина обладала огромной дальностью полета до 5 тысяч километров, несла солидное оборонительное вооружение и бронирование, что делало ее трудной целью  для истребителей. Удачный лодочный корпус, позволял садится и взлетать с поверхности при волнении до трех с половиной баллов.

БЕ-12

В 60-х годах КБ Бериева, разработала по настоящему новую машину:  БЕ -12 Чайка, самолет снабдили турбовинтовыми мощными двигателями, новым комплектом противолодочного  оружия, от самонаводящихся торпед до спец. боеприпасов с ядерной боевой частью. Он был символом отечественной морской авиации до конца 80-х годов.

А-40 альбатрос

На исходе советских времен совершил свой первый полет   А-40 «Альбатрос», машина оказалась по настоящему революционной. Впервые удалось построить летательный аппарат  — амфибию, который по своим данным: скорости, грузоподъемности и дальности полета не уступал своим сухопутным одноклассникам. Реактивные «Альбатросы»  с новейшими системами поиска атомных субмарин, планировали сделать основными противолодочными самолетами, вместе с космическими спутниками они должны были составить единую разведывательно-ударную противолодочную систему. А-40 способные садится и взлетать   при трехбалльном волнении  и брать на борт до 100 человек, могли бы стать не заменимыми при проведении морских спасательных операций. Однако экономика новой России уже не подняла подобный проект, наследником «Альбатроса»  стал очень похожий  на него самолет БЕ-200.

БЕ-200

 

Пока его единственным заказчиком стало министерство по  чрезвычайным ситуациям.  Сейчас на флоте осталось совсем немного летающих лодок но история Российской гидроавиации продолжается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>