Облако тэгов

Битва за сверхзвук

В июле 1961 года на аэродроме Тушино проходит грандиозный авиа парад, на котором присутствуют первые лица государства. В небе проносятся сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, которые являются гордостью отечественной авиастроительной отрасли. За полетом ракетоносцев пристально  наблюдает Никита Сергеевич Хрущев, который позже в разговоре с Андреем Павловичем Туполевым  предложит тому создать  проект сверхзвукового пассажирского лайнера. Потребность в таком лайнере крайне высока, территория СССР огромна, большими темпами идет освоение новых районов Сибири и Дальнего Востока, кроме того создание подобного самолета укрепит престиж страны на мировой арене. В то время в ОКБ Туполева уже выдуться разработки сверхзвукового пассажирского самолета.

Европа первая включилась в битву за сверхзвук, Великобритания представляет эскизный проект лайнера будущего, который сможет пересекать Атлантику со скоростью 2000 км/ч . Англичане понимают, что столь грандиозные проект в одиночку им не осилить и вступают в альянс с Францией. В Париже подписывается совместное соглашение о разработке сверхзвукового лайнера, который получает название Конкорд, что в переводе звучит как согласие.

Волна сверхзвуковой эйфории докатывается и до США. Уже через полгода, после англо-французского соглашения, президент Джон Кеннеди публично заявляет, что правительство США поддержит национальную авиапромышленность в создании сверхзвукового пассажирского самолета.

Уже через месяц сверхзвуковая гонка берет старт в СССР, в июле 1963 выходит постановление ЦК КПСС о создании конструкторским бюро Туполева сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Руководителем проекта назначается Алексей Андреевич Туполев, сын известного конструктора. Никогда еще ОКБ не сталкивалось со столь сложной задачей, при длительном полете на сверхзвуке, возникали проблемы, решение которых потребовало подключение авиационной науки. Для центрального аэрогидродинамического института тема Ту-144 становится главной, здесь проводятся продувки сотен моделей, чтобы выбрать оптимальную компоновку будущего лайнера. Плата за супер скорость – огромный расход топлива.  Двигатели Ту-144 очень прожорливые, становится ясно, что дальность полета будет существенно меньше правительственного задания.

продувка модели Ту-144

Разработка лайнера существенно задерживается, тем временем за Железным занавесом, 11 декабря 1967 года проходит презентация Конкорда. Самолет первый раз выкатывают из ангара, но первый вылет из-за технических проблем задерживается. Тем временем в СССР, на подмосковную летную базу Жуковский еще только перевозят отдельные части самолета. В США внимательно следят за противостоянием на Европейском фронте и готовятся нанести ответный удар. В прессе появляются сообщения: Боинг 2707 с изменяемой геометрией крыла будет сделан из титана. Америка создает лайнер, который доставит через Атлантику 300 пассажиров  со скоростью 3000 км/ч. Советский Союз обязан опередить Запад, первый полет Ту-144 должен состояться до конца 1968 года, это требование партии и правительства.

Ту-144

И вот 31 декабря 1968 года Ту-144 совершает свой первый полет, длительностью 38 минут.  Сообщение о первом полете Ту-144 ошеломило Запад, Конкорд обошли на финишной  прямой. Французский лайнер взлетает спустя 2 месяца, 2 марта 1968 года.

В мае 1969 года проходит презентация нового Советского лайнера Ту-144, пресс-конференция с участием отца и сына Тополевых вызывает огромный интерес. Одним из главных интересующих вопросов был: когда иностранные авиакомпании смогут приобрести сверхзвуковой лайнер. Одновременно на авиа-космическом салоне в Ле Бурже, демонстрируется и Конкорд. Но оба самолета еще только проходят испытания, и говорить о серийном производстве еще рано. В последующие 4 года оба лайнера проходят испытания, выходят на сверхзвук, готовятся к серийному производству и поступлению в эксплуатацию.

konkord

3 июня на авиа-космическом салоне в Ле Бурже, происходит демонстрация обоих самолетов. Первым в воздух поднимается Конкорд, после успешной программы самолет приземляется под бурю аплодисментов. Настало время показать, на что способен Советский Ту-144. После  двух успешных заходов, самолет пошел на третий – незапланированный.  Он должен был в полной мере раскрыть возможности Советского лайнера, но происходит катастрофа. Самолет разваливается в воздухе, экипаж погибает. Совместно с Французскими спецслужбами начинается официальное расследование.  В ходе него достигается взаимоприемлемая версия – в зоне пилотажа ТУ-144 оказался Французский фоторазведчик “Мираж”, русский пилот уклоняясь от столкновения мог предпринять резкий маневр, который и привел к катастрофе. Это событие отрицательно повлияло на дальнейшее развитие сверхзвуковой пассажирской авиации. Следующим ударом по сверхзвуковой авиации, стал запрет США полетов Конкорда над своей территорией. Причиной послужило отрицательное влияние звукового удара, который сопровождает полет на сверхзвуке и заявление экологов, о разрушении озонового слоя земли.

Двумя годами раньше Сенат США прекратил финансирование сверхзвукового лайнера, самолет получался фантастически дорогим, даже для богатейшей страны мира. Тем временем на сцену выходит эпохальный Боинг 747, который берет на борт почти 500 пассажиров. Подобный лайнер быстро набирает популярность среди мировых авиаперевозчиков.

Осень 1973 года ознаменовала очередной удар по сверхзвуковым лайнерам, начавшийся арабо-израильский конфликт, спровоцировал резкое увеличение цены на нефть. Сверхзвуковые самолеты, сжигающие огромное количество топлива становятся нерентабельными. Из запланированных двухсот Конкордов строится всего 16, такое же количество будет построено и Ту-144.  В ноябре 1977 года начинаются регулярные рейсы Ту-144 между Москвой и Алма-Атой, полеты проходят раз в неделю.  Через три недели после начала полетов Ту-144, начинаются коммерческие полеты Конкорда. Самолет ежедневно совершает рейсы из  Лондона и Парижа в Нью-Йорк и обратно.

Изначально Советский лайнер создавался для полетов на Дальний восток, но высокий расход топлива не позволяет ему летать на столь дальние расстояния. Решить эту проблему должны новые более экономичные двигатели. Но череда неудачных испытаний, затягивает выход нового Ту-144 с литерой Д(дальний). Тем временем на линию выходит Ил-86.  Широкофюзеляжный самолет, перевозит 350 пассажиров, что в 2раза больше чем Ту-144, над сверхзвуковым лайнером сгущаются тучи. Постоянный срыв сроков начала рейсов Москва-Хабаровск, вынуждает задуматься в нецелесообразности дальнейших работ по Ту-144. И в начале июля 1983 года выходит постановление правительства о прекращении работ по Ту-144. Конкорды будут летать еще 20 лет и перевезут 3 миллиона пассажиров, но 25 июля 2000 года самолет со 113-ю пассажирами на борту, потерпел крушение.  24 октября 2003 года состоялся последний рейс Конкорда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>